Ключевое влияние на объем выпуска оказало падение экспорта.
По данным «Анализа рынка мазута в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, за 2018-2022 гг его производство в стране снизилось на 15,1%: с 58,3 до 49,4 млн т. Ключевое влияние на объем выпуска оказало падение экспорта, который является важнейшим каналом реализации российского мазута.
Пережив коронавирусный локдаун в мировой экономике, когда НПЗ снижали загрузку мощностей в ответ на сокращение спроса, в 2022 г участники рынка столкнулись с новыми вызовами, а именно – с санкциями стран ЕС, напрямую коснувшихся российской нефтеперерабатывающей отрасли.
Так, были ограничены сделки с крупнейшими отечественными нефтепереработчиками – компаниями «Газпромнефть», «Роснефть», «Транснефть». Введен запрет на страховку поставок нефти и нефтепродуктов из России морским путем и на оказание технической или финансовой помощи, связанной с перевозками нефти и нефтепродуктов из России, что вынудило НПЗ искать новые способы доставки. Также западные страны прекратили продавать России и ремонтировать оборудование для переработки нефти.
5 февраля 2023 г введено полное эмбарго на ввоз нефтепродуктов из российской нефти и потолок цен на них. Несмотря на то, что значительные объемы мазута были перенаправлены в Индию, Китай, ОАЭ и Сингапур, потенциал для реализации отечественной продукции за рубежом ограничен по нескольким причинам:
- Индия и Китай больше заинтересованы в приобретении сырой нефти для последующей переработки без потери добавленной стоимости. Кратковременное увеличение объемов потребления мазута в данных странах связано не столько с возросшими потребностями промышленности, сколько с возможностью перепродавать российские нефтепродукты через глобальные трейдинговые системы.
- Выход на новые рынки сбыта затруднен на фоне логистических проблем. Транспортные мощности перегружены продукцией прочих отраслей, а географическое расположение отечественных НПЗ не позволяет быстро и без особых финансовых потерь переключить поставки на азиатские страны. Перенаправление нефтепродуктов по новым потокам значительно увеличило стоимость и сроки доставки, в связи с чем мазут и другие нефтепродукты приходится реализовывать с большим дисконтом, что не выгодно российским переработчикам.